Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Вечная жизнь

 

ИМЕНА

Библия ничего не говорит о райской жизни, о месте человека в творении - за исключением того, что Бог привел к человеку животных, чтобы он дал тварям имена. Дать имя - нам это представляется не работой, а развлечением, а пожалуй и пустой тратой времени, ибо имя ничего не прибавляет в мире, ничем не обогащает нас. У Бога - и у человека в раю - другой взгляд на это. Нет другой работы, кроме наречения имени. Это приятное занятие - самое ответственное и великое из всех, существующих в творении; ангелы не способны на него, но лишь человек.

В одной семье ребята купили золотых рыбок. Было очень весело, рыбкам дали имена, целый день играли с ними. Наутро рыбки были мертвы. Отец выбросил их в мусоропровод вместе с остатками еды. "Нельзя, нельзя выбрасывать с мусором то, чему дано имя!" - возмутились ребята.

Люди не могут не давать звездам названия. Но это - названия, не имена. Названия звезд намеренно берут из имен, о которых известно, что они принадлежат чему-то или кому-то другому. Планеты называют именами языческих божеств, малые планеты - именами ученых и артистов, созвездиям дают названия животных и букв алфавита. Во всяком случае, всякому ясно, что это - псевдонимы, не настоящие имена звезд. Библейский поэт говорит, что только Бог "исчисляет количество звезд; всех их называет именами их" (Пс 146.4).

Два преступления может совершить человек: дать имя кому-то и чему-то, что он имеет право назвать, и не выполнить обязанностей, которые следуют из этого права - либо дать имя тому, что не в его власти. Дать имя - значит, иметь власть над тем, чему имя дано. Дать имя - значит, заботиться о названном, быть готовым пожертвовать собою ради него, заслонить его собою, выкормить его и научить его. Имя ребенку дают родители - если они не бросили его сразу после рождения. Если ребенок вырос и меняет имя - значит, он как бы упрекает родителей в ошибке, в неправильном использовании родительской власти. В сущности, все наши преступления сводятся к тому, что мы ошибаемся в именах; ведь каждое слово есть имя. Все грехи - это грехи языка, все добродетели - это правильно названные имена.

Приятные воспоминания подсказывают нам, что самый насыщенный, самый полезный, самый лучший разговор в мире - это щебетанье влюбленных. Оно ведь совершенно бессодержательно, в отличие от какой-нибудь лекции по астрономии, оно все сводится к тому, что люди говорят друг другу тысячью способов и взглядами: "Ты - это ты, ты - хорош, имя твое драгоценно мне". А неприятные воспоминания и психологи подсказывают нам, что самые невинные, на первый взгляд, слова наши являются лишь маскировкой каких-то ужасно дурных имен, которых мы даем людям. Мы говорим: "Вы сегодня неплохо выглядите", а имеем в виду: "Я называю вас уродом, который сегодня не так отвратителен как обычно". Мы говорим: "Сделал ли ты уроки?". Но эти слова наши - шифровка, на что мы указываем тоном, и ребенок мгновенно этот шифр разгадывает. Мы сообщаем - и он слышит: "Имя тебе - беспамятная собака".

Вся наша "духовная жизнь", все наше "возрастание в добродетели" есть, с этой точки зрения, овладевание тем даром, который дал нам Бог: даром найти верное, нужное, любовное имя всему окружающему, даром не давать имен ложных и не давать имен тем, кто вне нашей власти - прежде всего, людям, "их же имена Ты, Господи, ведаешь".

Имя есть способ позвать кого-либо, имя есть клеймо и знак власти. Господь дал человеку не познание добра и зла, не власть над законом, а власть над миром - но нам показалось этого мало.

РОЖДЕНИЕ И ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Насилие не может быть справедливым, как изнасилование не может быть по любви.

Зато насилие можно переименовать в принуждение. Только сперва надо насилием завоевать власть давать имена явлениям. Многие родители полагают, что обязаны давать имена тому, что делает ребёнок. Они дают имя подзатыльнику - "Педагогический приём". Крещают порку в "Поучение с любовью".

С таким же успехом кражу из музея можно поименовать "передачей во временное пользование" (из номенклатурного новояза 2010-х гг.).

Вырастает человек, способный лишь изобретать новые имена для лжи, лишь бы самому ускользнуть от боли и другим причинить боль безнаказанно.

Истинная цель родительства - вырастить человека, который способен подобно Адаму в раю нарекать оригинальные имена всему, что видит. Это не означает, что каждый человек должен сочинить свой собственный язык - ведь художник пользуется теми красками, которые не сам он создал.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова